Точка зрения сознания автора не всегда
совпадает с точкой зрения
его подсознания (с)

Автопробегом по Прибалтике: три счастливых дня. Июль 2005 ...

Эпилог.

- Валер, давай вместе сфотографируемся! Я хочу, чтоб мы были вместе.
- Зачем? И так ясно, если ты на фотке, значит, я тебя снимаю. Если я, значит – ты. Мы все время рядом. Мы - вместе.

Все, что дальше, все, что кроме этого – просто "отчет о проделанной работе" на фоне нашей Прибалтики.
А для нас двоих – просто еще три замечательных дня, когда мы вместе.

День первый.
Выезд 20/07/05 из Таллинна. Время – 5 часов 25 минут.
Засекаем показания на спидометре – для отчета. Заправились на 430 кр. Поехали. В Валге долили бензина доверху – еще где-то на 200.

Эстония проводила нас густым туманом и сонными полями с аистами.

Латвия встретила отвратительными дорогами, ремонтами, объездами.
С разгону въехали и ... выехали из Валмиеры. Планировалось посетить развалины Валмиерской крепости и посмотреть панораму города и окрестностей с высоты птичьего полета – со смотровой площадки церкви Св. Симеона, одного из древнейших каменных строений в Латвии (1283), выпить чашечку утреннего кофе.
Но.. не возвращаться же из-за кофе?

Слегка покрутились в поисках Лиепайских пещер. К радости нашей, оказался-таки один указатель на английском. Пещеры эти находятся на левой стороне от шоссе Валмиера -Лиепа- Цесис, в склоне оврага Казугравис. Называются - Большой Ад Лиепы и считаются древним лечебным и культовым местом.
Пещера, говорят, длиной 20-23 м и роскошным (это правда) фасадом - опорами и арками природного происхождения, возраст которых около 7000 лет. Мы дальше фасада не заглядывали. Жутко. Но возраст впечатляет.

11.00. Остановка в Цесисе.
Город расположился в северной части Видземской Центральной возвышенности, в загибе реки Гауя, на высоких холмах с террасами и дальними зрелищами над голубыми лесами древней долины Гауи.
Город действительно уникальный, руины древнего Ливонского замка хранят неразрушимую мощь и былое величие.

Изящный дворцовый парк носит имя легендарной девушки, нареченной при рождении именем Майя, но за неземную красоту прозванной Турайдской Розой. Об этом чуть позднее, а пока – просто прогулка у пруда, фонтаны и сильный, дурманящий запах цветов...

Мост. Сейчас уж и не вспомню, на каком отрезке пути он нам встретился. Из какой-то другой жизни. У нас таких нет.

По дороге на Сигулду слева открылся вид «ажурного» моста, и, несмотря на заморосивший дождик, мы остановились полюбоваться, ну и заодно – примерить плащи.

13.00. Небо прояснилось, разыгрался аппетит – а тут как раз и сруб у дороги, явно едальня. Пока пеклось-жарилось, веселились на детской площадке. Опять «встретилась» Майя – только пчелка..

Я весела бджїлка
Зовут меня Майя
Я народилась девки 1-го мая
Я так люблю танцюватї
Люблю песнї спивати
Але больш на свете я люблю
С шмелями пожужжати...
Жу-жу-жу-жу-жу

Обед был вкусным, блюдо, несмотря на тривиальность заказа ( Валере, как всегда мясо, мне, как всегда – рыбу), было нетривиально и разнообразно сервировано и на удивление дешево, 132 кроны.

К 14-ти часам, протрясясь по ремонтируемым дорогам в пелене сплошного дождя, заметили справа у дороги перечеркнутую табличку с названием пройденного населенного пункта Сигулда.
Въезд в город по окружной, да с остановками и кружениями в поисках правильного направления к его достопримечательностям вырвал у нас более получаса и некоторое количество негативных эмоций, а на найденной, наконец, стоянке еще и несоизмеримую с проведенным у данной достопримечательности временем плату.

Латвийская Швейцария щедро расплатилась с нами за причиненные неудобства своей красотой. Сигулда считается одним из наиболее живописных городов Латвии. Она расположена в национальном парке Гауя и известна как «место наслаждения». Мы побродили по развалинам древнего замка Ордена меченосцев (1207) и понаслаждались вдоволь удивительными видами.

Потоптались и у крупнейшей пещеры Латвии - пещеры Гутманя со святым родником и древними наскальными надписями.

С пещерой Гутманя связана легенда о Турайдской Розе, юной красавице Майе, хитростью и коварством заманенную в пещеру польским воином. Майя решительно отвергла все притязания грубого солдафона, но и претендент на сердце красавицы не собирался отступать. Он действовал все более грубо и напористо. И тогда перед бедной девушкой встал выбор: либо жить в бесчестии, либо умереть. Майя позору предпочла смерть. На шее девушки был повязан легкий шелковый платок. Майя сказала офицеру, что платок этот обладает волшебной силой. Он неизменно хранит и оберегает своего владельца от смертельной опасности, от всех бед и несчастий. Она подарит этот платок офицеру. В каждом бою платок будет надежно защищать его от удара вражеской сабли и копья, от неприятельской пули и снаряда. И, дабы доказать волшебную силу платка, Майя предложила воину ударить ее саблей в то место, что покрывал чудесный платок. Недалекий офицер поверил юной красавице, обнажил острый клинок и, размахнувшись, ударил саблей по тонкому платку, прикрывавшему хрупкую девичью шею. Обливаясь кровью, смертельно раненая девушка рухнула к ногам убийцы. В ужасе бежал офицер с места трагедии. А вскоре безжизненное тело Майи нашел в пещере ее возлюбленный — молодой садовник. Он возвращался с работы и за поясом у него был серп. Подавленный трагизмом увиденного, убитый горем садовник не заметил, как обронил серп у безжизненного окровавленного тела девушки. Он еще как-то пытался помочь ей, но все усилия были напрасны.
В отчаянии он позвал людей. Сбежавшиеся люди, увидев ужасную рану на шее девушки, серп на месте трагедии и обильные следы крови на руках и одежде несчастного парня, заподозрили его в убийстве. Садовника схватили и заточили в тюрьму.
А в это же время, истинный убийца, совсем не желавший смерти девушки, осознал весь ужас случившегося. Гонимый угрызениями совести, он покончил с собой, повесившись в ближайшем лесу.

В общем, все умерли. Грустная история.

А мы по следам легенды направились дальше,в Турайдский музей-заповедник, известный как Сад Богов.

turide.jpg - 33982 Bytes

Великолепный Турайдский Замок, построен в 1207 году орденом Меченосцев, разрушенный во время Северной войны и наше время частично реконструированный... мы оглядели из-за забора, посчитав, что за запрашиваемые с туристов для его осмотра деньги нам придется гулять по нему, как минимум, часа 2.
В теле уже накапливалась усталость, на небе сгущались тучки, и мы, заговорчески переглянувшись, вернулись в уют своей машины и поехали в сторону Риги. В Сигулде на стоянку, мороженое и сувенирчик потратили около 100 крон.

В 17 часов мы, открывши рты, уже бродили по автомобильному музею в Риге.

Это единственный автомобильный музей на всей территории бывшего СССР. Он входит в 30-ку лучших технических музеев мира, а в Европе - в пятерку.
В музее представлена почти вся история автомобилестроения, начиная от первых механизмов до наших дней. В коллекцию входят автомобили и мотоциклы нaчaлa XX века, спортивные и военные мaшины, aвтомобили лaтвийского пpоизводствa, лимузины и aвтомобили 30-x , личные автомобили Горького, Сталина, Брежнева и других деятелей прошлого.

Нашли мы там даже "копейку" нашего деда!

Билеты в музей, плюс по стаканчику освежающего витаминного напитка – всего отдано не больше 60 крон.

В пол-седьмого вечера нас уже радушно встречал придорожный мотель Brensis в Iecava, что на 38 км после Риги на Бауска.

Через час нам была приготовлена жаркая банька, а после бани – холодное пиво с сырным ассорти и хлебными чесночными сухариками.
Наши фотки до бани и после просто не смею здесь выложить, вместо этого расскажу вам веселую историю, случившуюся с нами (как, впрочем, случающуюся, наверно, с каждым здешним посетителем ) наутро следующего дня.
Завтрак был включен в плату (кстати, стоимость этих удовольствий – 610 крон за все) и объявлен еще с вечера на 9 часов утра. Немного поздно для нас, но – отдыхать, так отдыхать, хоть выспались.
До 9-ти утра мы уже несколько раз прошли через холл, вынося вещи к машине, да просто наслаждаясь утренней тишиной. Ровно в 9 вышли из номера, увидели нескольких уже завтракающих и сели за свободный столик. Сонный бармен пару раз проплыл мимо нас, от одного столика к другому, также медленно обслужил кого-то у стойки бара. Валера, надеясь, что так нас заметят побыстрее, подошел и долго стоял у стойки.
Наконец, поймав ускользающего в сторону служебной двери бармена, скромно так спросил:
- а позавтракать можно?
-можно
Вопрос:
- а где?
Ответ:
- где хотите можно тут можно там
Вопрос:
- а как?
- нужно заказать
Тут Валера задумался, ведь вроде завтрак должен быть стандартный, если он входит в цену. И тут же нашелся:
- заказываю!
Теперь задумался бармен. Помолчали. Наконец он спросил:
-что? кофе? чай?

Тут можно смеяться.

День второй.
Выезд 9.30 21/07/05 из мотеля – в Литву.
Еще в Латвии заправились на 264 кроны, на границе строгий дядечка заставил открыть багажник, и – вперед, по замечательным дорогам, а после Паневежиса даже – автостраде с разрешенной скоростью в 130 км/час.
Удивительные по сравнению с Латвией, а тем более Эстонией, просторы полей, лесов и рек, холмы, холмы, холмы с пасущимися коровами и конями, а с высоты холма вдруг открывающийся глазу непривычный, словно отодвинутый, горизонт, все это осталось на пленке видеокамеры, как, впрочем, и въезд в город Вильнюс, очень красивый.

В 13.00 мы вышли из машины. Стоянка в Вильнюсе платная, но нам удалось найти место в каком-то дворике, а чтоб разобраться на местности, пришлось-таки купить более подробную карту города.

Оказалось, что мы совсем близко от проспекта Гедиминаса,

по которому мы и вышли на площадь Гедиминаса,
к главным достопримечательностям города - замку Гедиминаса,
расположенному на горе Гедиминаса.
Князь Гедиминас правил Великим княжеством Литовским в 1316—1341 гг.

Из памятников архитектуры средневековья до наших дней на площади Гедиминаса охранился Кафедральный собор и башня-колокольня собора, откуда в языческой Литве главный жрец провозглашал волю богов и предсказывал будущее.
Башня сначала служила для оборонительных целей, о чем свидетельствуют толстые четырехметровые стены и ярусы бойниц, а позднее превратилась в колокольню собора.

Все это в данный момент ремонтировалось, а за собором, у подножия холма восстанавливался, как мы поняли, Нижний замок, Дворец Владык. Традиционный материал тех веков — красный кирпич почему-то смотрится слишком современно, да и современные стеклянные, видимо пуленепробиваемые, двери в Кафедральный собор вызывают некое недоумение, ну да в Литве ведь есть, наверно, комитет по охране памятников старины...

Мы решили продолжить знакомство с городом, поднявшись на башню Верхнего замка с призывно развевающимся на ней флагом Литвы.
Хранитель небольшой палатки сувениров у Кафедрального собора, он же собиратель пожертвований на реконструкцию, несколько сбивчиво объяснил нам, что подняться на 48-метровую гору Гедиминаса можно фуникулером, если обойти гору слева или пешком, во-он по этой деревянной лесенке справа.
Мы, как нормальные герои, пошли в обход. Путь был длинный.

Не найдя этого фуникулера, обойдя всю гору, мы пришли, наконец, к тому месту, откуда можно подняться пешком и начали медленно, экономя силы, взбираться.
Восхождение наше на гору оказалось не таким уж трудным. Труднее было преодолеть еще несколько метров крутой винтовой лестницы смотровой башенки, тем более, что этот отрезок пути оказался платным.

Прошлись мы и по главной улице Старого города, очень похожего на наш таллиннский, дошли до знаменитого монастыря Бернардийцев и костела Св.Анны.

В Вильнюсе потратили всего крон 200.
Еле из города выбрались. Слабовато у них с указателями.. На выезде заправились на 238 крон.

Теперь наш путь лежал на Тракай (27 км от Вильнюса), древнюю столицу Литвы.
Это одно из старейших литовских поселений на уникальном ледниковом ландшафте, возникшее в уже первом тысячелетии нашей эры. После 5-летнего своего правления великий князь Гедиминас построил в Тракае замок и перенес сюда столицу Литвы.
В 14 веке на полуострове озера Гальве (Новый Тракай) был построен новый укрепленный замок, а в 15 веке началось строительство островного замка, который стал резиденцией великих литовских князей. Сейчас в этой грозной крепости, не раз отражавшей вражеский натиск, полуразрушенной и восстановленной находится исторический музей.
Этот "город на воде" смотрится с берега, как сказочный замок из мультика...

Но очарование его как-то гаснет, как только оказываешься внутри крепости, пропадает трепетность прикосновения к древности. Уж слишком все современно «вылизано».
Вход, естественно, платный (45 крон), камеры убрать или опять-таки купить разрешение на съемку. А что там снимать? Витрины с макетами да утварью..

Выехав из Тракая, начали поглядывать по сторонам в поисках мотеля. При первой же возможности свернули, углубились в лес, забрались на холм и оказались в мотеле с названием Backonys, видимо, бывшем в советское время партийной дачкой, а сейчас милым гостевым домом.

Мы славно поужинали, заплатив за ужин, 2-х комнатный номер и завтрак 645 кр,

погуляли по замшелым асфальтовым дорожкам вокруг притихшего прудика с плескающейся в нем перед дождем крупной рыбой, договорились о завтраке на 8 часов и завалились спать.

День третий.
В Каунасе мы были уже в 9 часов утра. Знаменитая пешеходная аллея Лайсвес была дождлива и пустынна. Мы резвились как дети, гуляя по городу и наслаждаясь одиночеством.

Ко времени открытия в 11 музеев мы успели промокнуть, выпить по чашечке вкусного кофе с пирожными и созреть мыслью отказаться от запланированного на завтра отдыха в Юрмале.
Отдохнув в музыкальном зале художественного музея выдающегося литовского художника и композитора Микалоюса Чюрлениса и напитавшись его симфониями, мы поняли вдруг оба, что картины его смотрятся уже совсем не так, как лет 20 назад.. стареем что ли? ... как-то ближе и понятнее. Но так же, как и 20 лет назад, мы так и не стали покупать диск с его музыкой.. Наверно, чтоб еще раз вернуться. А, может, просто литы заканчивались?
Как 20 лет назад, мы опять пошли в их знаменитый Музей Чертей, и ... .. стареем что ли? ...он нас не впечатлил. Тем более, что среди более чем 2000 оригинальных фигурок чертей из разных стран мира не оказалось «нашего», привычно встречающего нас дома у входной двери.
Подумалось о доме.
Прикинули – как раз к полуночи будем,
съели на ходу горячий пирожок с мясом (на воду уже не хватило, сколько всего-то ушло? крон 150)
и простились с дождливым Каунасом.

В Риге мы были в 6 часов вечера, прошлись по RIMI, купили домой латышского вкусного хлеба, пива и сладостей, отдав последние 8 лат. Заправились на выезде крон на 350.

Домой вошли в 23.00.

Ну, и «итого» для бухгалтерии: пройдено около 1600 км, потрачено на бензин где-то 1500, на все остальное – 2000 крон.