Точка зрения сознания автора не всегда
совпадает с точкой зрения
его подсознания (с)

Отпуск. День третий. Прилываем в Стокгольм. Гуляем в Стокгольме. 31 мая 2010 (рассказывает Валера).

Раннее утро. Специально встаем с утра пораньше и собираемся на верхней палубе еще до затрака, чтобы полюбоваться, как наш пароход неспеша пробирается по извилистым и не очень, по узким и не очень проливам, поскольку мы пробираемся через знаменитый Стокгольмский архипелаг - Шхеры Стокгольма. Мы то уже "хаживали этими тропами", и поэтому более спокойно относимся к тому великолепию, что находится вокруг нас. Гера с Ритой же, подогретые нашими рассказами, кажется, не спали всю ночь, а дежурили на палубе. По крайней мере, во время ночной непродолжитнльной стоянки в Мариехамне (Аландские острова) они совершенно точно не спали, а "гуляли" и фотографировались ... Но выглядят они вполне ничего, бодрыми ...

Сначала острова - это просто скалы, густо заросшие лесом и населенные всякими морскми птицами. С погодой нам сегодня определенно повезло. Тепло. Ветра практически нет, если не считать тот "ветер", что дует на верхней палубе из-за движения нашего парохода. А спокойная поверхность воды заставляет забывать, что мы - в море, а не в небольшом спокойном лесном озере ...

Потом все чаще и чаще в лесу становятся видны красивые небольшие дома, а спокойную гладь пролива бороздят местные моторные лодки ... Вот интересно - люди здесь живут постоянно, или же приезжают сюда только лишь летом, как на дачу? Скорее всего, второе, поскольку дорог-то ведь тут нет, все передвигаются на моторных лодках ... Да и зимой тут вид, наверняка, не столь приятный и безобидный - нет ничего хуже ледяного Балтийского моря во время зимних штормов ...
От размышлений и наблюдений нас отвлекает завтрак. Нас опять ждет шведский стол со своим изобилием ... Но рассказывать о наших застольях я не буду больше в обычном описании каждого дня, а выделю все это в отдельной теме.

А вот и следы той, прежней жизни ... В одном, особенно узком месте пролив с обеих сторон надежно охраняет старая крепость. Ну не крепость, конечно, но все же явно серьезные военные укрепления. Благодаоя именно таким укреплениям Стокгольм, скорее всего, чувствовал себя довольно спокойно - ну кто смог бы пробраться среди всех этих скал и островков да и проскочить мимо береговых пушек? Сейчас эти укрепления активно реставрируются - наверное, шведы превратят это место в туристический объект? Хотя ... а зачем рядом на берегу наготове явно военный катер?

С острова на остров мостов, конечно же, нет - их заменяют вот такие маленькие, шустрые и юркие паромы ... Похоже, что шведы любят использовать яркие краски, чтобы разнообразить не очень яркую природную палитру здешних мест.

"Дорога" тут двухсторонняя - вот, например, навстречу идет финн, направляется в Хельсинки ... Викинг Лайн, Силья Лайн - эти названия тревожили наш слух в такие далекие 80-е годы прошлого века, когда реклама на финском телевидении (а мы спокойно смотрели его в Таллине) призывала путешествовать круизными судами этих компаний. Думалось, ну вот ведь, живут люди совсем рядом, а какие у них есть классные возможности! И неужели любой может вот так взять, и купить билет? дааа, как это все казалось далеко и недоступно ... И вот, не прошло и 30 лет, как и мы тоже пользуемся услугами аналогичных (а то и тех самых!) фирм и проводим время в корабельных барах и пабах, столь знакомых по тем давним рекламам ...

Так, незаметно прошли несколько часов, мы уже швартуемся в Стокгольме. Минут 15 толкучки в толпе столь же нетерпеливых, как мы, пассажиров - каждый хочет побыстрее оказаться на берегу, и мы опять по длинной галерее идем, идем, идем в порт ... Там, на стоянке нас ждет Наталия, любезно согласившаяся в этот трудный первый день нас встретить, довезти до гостиницы и помочь в ней разместиться. Это как-бы "ответный" наш визит, поскольку несколько лет назад она со своим мужем были в Таллине и мы откушали с ними ими же пойманную форельку в самом преддверии 2008 года.

Мы ошарашенно вертим головами, пытаясь сообразить - куда и как мы едем, а Наталия уверенно везет нас ... Но не в гостиницу, нет, в гостиницу еще очень рано. Мы едем в Миллесгарден. Понятное дело, эти шведские названия нам ничего не говорят, поэтому - небольшая справка ...

На острове Лидинго, к северо-востоку от Стокгольма, расположен бывший дом и сад скульптур Карла Миллеса (1875-1955), наиболее выдающегося скульптора страны. Здесь собраны некоторые из самых важных работ мастера, включая монументальную скульптуру «Рука Бога», часто изображаемую на иллюстрациях. Скульптуры располагаются на колоннах террас этого сада, имеющего почти магические пропорции, позволяющие ему возвышаться над гаванью и пейзажем города. Здесь также находятся копии его знаменитых работ, оригиналы хранятся по всей Швеции и в США. По ранним работам Миллеса можно судить, какое влияние оказало на него творчество французского скульптора Огюста Родена (1840-1917) и течение Ар Нуво. Но его поздние произведения отличаются особой простотой и ясностью, которые одновременно являются более драматичными и выразительными. По мере того, как Вы продвигаетесь по аллеям парка, Вы осознаёте, как много для Миллеса значили мифологические темы. Миллесгарден также содержит личную коллекцию скульптора, в которой собраны работы других прославленных мастеров. В особняке располагается уникальная коллекция искусства Средневековья и Ренессанса, а также редкие артефакты древнего Рима и древней Греции.

Поскольку музей еще тоже закрыт, мы тратим четверть часа на то, чтобы отметить на карте Стокгольма наиболее интересные места и, главное, линии и станции метро, позволяющие туда добраться. Тем более, что мы купили проездные билеты на 72 часа, позволяющие нам за 200 шведских крон ездить в метро и на городских автобусах сколько нам надо и куда нам надо. Ну и фотографируем то, что нас окружает - дома, деревья, цветы, столбы, остановки и т.д.

Наконец, 11 часов, музей открывается. Пробуем заодно и нашу новую кредитку, которая American Express - вроде работает. Билет стоит туда 80 крон, но денег таких не жалко - впечатление от парка непередаваемое!
Сначала мы попадаем в здание музея - тут касса, сувенирный магазин и какая-то выставка "современного" искусства.

Но вот не без помощи наглядной агитации мы покидаем это здание и выходим на оперативный простор! Вид такой, что сначала хочется просто сесть и молча рассмотреть то "обилие искусства", что открывается взору. Немного посидев, берем себя в руки и с чистыми руками ориентируемся на приведенном тут же макете местности.

Сначала очень трудно сосредоточиться. Глаза, а вместе с ними и тела бегают туда-сюда, от одной скульптуры к другой. Фотографируем людей, скульптуры, людей и скульптуры, скульптуры и людей ... В общем, этакое броуновское движение ... И все это происходит в основном вокруг центрального бассейна с фонтаном и кучей скульптур - что есть Европа (та, которая на быке) со всякими сопутствующими атрибутами и персонажами.

Постепенно успокаиваемся и начинаем рассматривать экспонаты более систематически, разглядывая, трогая особо понравившиеся экземпляры и даже пытаясь поставить себя на их место ...

Вот это и есть та самая "Рука Бога", без упоминания о которой не обходится ни один справочник ...

Скульптуры стоят не только на высоких колоннах, некоторые вполне доступны для более близкого знакомства ... Табличек "руками не трогать" тут нет, вот мы и трогаем при первой же возможности ...

Мы находимся на нижней террасе парка. Как оказалось, наверх ведут длиннейшие каменные лестницы, с гранитными ступениями, проросшими небольшими цветами ... На первую лестницу Майе звала подняться всю нашу компанию, но нам удалось отбиться - не все внизу еще осмотрено.

Скультур много, но они все объединены одной рукой автора, все одинаково похожи, все в одном стиле ... Ах уж эти вывернутые шеи ... И очень много бегущей, падающей воды - многие фигуры гармонично смотрятся в фонтанах ...

А как хочется получить удачный кадр, чтобы достойно скомпоновать пейзаж, человека и скульптуры ...

Но вот и вторая, она же последняя лестница на следующую террасу - и нам уже никак не отвертеться от этого подъема. Майе быстро взлетает на самый верх, маша нам руками .. А мы с Герой медленно карабкаемся, делая перерывы ... ну если не на обед, то на передых ...

С верхней площадки открывается красивый вид на пролив. Ну, и на нижнюю террасу тоже. И встречает нас тут то же самое - скульптуры, фонтаны и даже лимонное дерево с уже созревшими лимонами...

Тут же стоит и дом скульптора. А в нем - тоже скульптуры ... и авторские работы, и собранные им самим коллекции. Ходим, глазеем, узнаем в эскизных работах уже виденные ранее фигуры.

Из дома есть выход в небольшой внутренний садик. Тут практически нет скульптур, зато очень много цветов и есть уединенная "полянка" со скамейкой, вся укрытая от посторонних взглядов кустами и цветами. Это идеальное место достать наши походные фляжки и "откушать" виски. Чистый воздух, морской ветерок, обилие впечатлений, небольшая усталость - все это отлично дополняется парой-тройкой глотков хорошего виски ...

Восстановив с помощью виски потраченную энергию, мы вновь готовы рассматривать эти позеленевшие творения господина Миллеса. Ну, и цветы тоже - мы даже не знаем их названий, но это не мешает любоваться этими творениями самого гениального автора - природы.

Все, мы осмотрели всю территорию, и у нас есть полчасика до встречи с Наталией. И у нас есть виски во фляжках. И в этом парке есть отличные места с видом на пролив и город ... Соединяем все это вместе - и получаем отличное времяпрепровождение с разговорами и обсуждениями ...

Рано или поздно все заканчивается ... закончился виски, закончилось время, отведенное на Миллесгарден - и мы опять в машине и Наталия везет нас в гостиницу. Это не ночь - это просто мы въехали в один из довольно часто встречающихся по дороге тоннелей.
Совсем короткая поездка - и мы у порога отеля, заказанного нами с помощью интернета (и как же человечество жило в эпоху, когда интернета не было?)

Устроились. Познакомились с номером. Даже немного отдохнули.

Но не засиживаемся. Мы же приехали сюда смотреть, а не спать. Выходим из гостиницы и идем а пеший тур до ближайшей(?) станции метро, чтобы поехать в центр города. Пока идем - фотографируем все и всех подряд. "Все" - малую часть можно увидеть в фотографиях каждого дня, а "всех" - можно увидеть в отдельной странице, посвященной встреченным нами людям.

В Стокгольме, как нам показалось, много всякого рода скульптур и аналогичных инсталляций. Погода солнечная, теплая - и народ с удовольствием ловит эти летние теплые мгновения. На газонах ходить, стоять и лежать можно!

И вот мы наконец (после некоторых поисков и хождений по кругу) нашли метро. Тут оно отмечено не буквой "М", а буквой "Т". Народу немного (но ведь мы и не в час пик сюда пришли). Для входа надо приложить карточку к специальному месту на турникете, и можно проходить. Турникеты принципиально делятся на два типа. Одни - со стеклянными дверками ( очень похожи на Барселонские). Эти турникеты "односторонние", через них можно либо входить, либо выходить (тогда они открываются автоматически). И есть турникеты с крутящейся "вертушкой" - они работают в обе стороны - туда по карточке, оттуда - совершенно свободно. И никто не толкается ... Впрочем, по метро в планах - специальная экскурсия ...

Выходим, как мы полагаем, в центре. Чувствуем, что где-то близко и Гамластан, и королевский дворец, и торговые улочки, а сориентироваться никак не можем. Мало того, что шведские названия очень трудно читаются, так и пишутся названия улиц не на каждом здании, а только на угловых ... А где они - угловые эти здания? Так что мы маленько пометались, посуетились ... но потом все же зацепились за пару наименований, определились на незнакомой местности - и пошли. Кстати сказать, в дальнейшем мы практически не "блудили" в поисках нужных объектов, разве один раз неуверенно вышли к требуемой станции метро.

Движемся в толпе зевак и туристов по улочке Дрот-тин-гатт-ен (так мы это читаем на вывеске и сравниваем с нашей картой). Прямая улочка должна вывести нас на Гамластан, к Ригстагу (ихнему парламенту) и к королевскому дворцу (нам так очень хочется).

Обилие надписей ... и все написано по-шведски! Даже на земле что-то написано, но увы, абсолютно ничего не понимаем. Зато чувствуем. Чувствуем голод и чувствуем запахи. Поскольку знающие люди нам объяснили, что рестораны в центре города практически не отличаются по ценам от ресторанов в других районах (и как это может быть?), то мы смело заходим в ресторан с приглянувшейся вывеской ... Впрочем,о еде тут я не говорю, все на специальной страничке!

Ну вот, после часового перерыва на обед продолжаем свой путь ... Правда, двигаемся медленно и плавно, стараясь не расплескать ту чудесную еду и пиво, которыми мы заполнили свои уставшие тела. Неожиданно оказываемся на площади, полной народу с плакатами и лозунгами. Не понимаем, в чем дело, по надписям только догадываемся, что люди тут поддерживают Турцию и имеют претензии к Израилю. Все это действо очень спокойно, полиции вообще не видно, даже если она где и есть. Но мы ведь в отпуске и политические проблемы от нас сейчас далеко-далеко ... поэтому возвращаемся к сувенирам и фотографированию ...

Прям-таки с чувством встречи со старыми знакомыми натыкаемся на знакомые фигуры - именно с ними мы уже фотографировались во время нашей прошлой поездки сюда. Они, в отличие от нас, не изменились.

По мосту переходим на островок, где расположен Риксдаг. И практически сразу - на следующий остров, который собственно и есть Гамластан. Улочки становятся еще старее и уже, на некоторых и руки то не развести в ширину ... ну или не поднять - в вышину ...

Зато встречаются замечательные "прикиды", которые подходят и женщинам, и мужчинам ...

Еще несколько сувенирных магазинчиков, небольшая картинная галерея - и мы выходим на их самую центральную и самую старую площадь (может это и не так, но иы так для себя решили).

Проходим по короткий улочке мимо Шведской академии ... и обращаем внимание на странное сооружение ярко-зеленого цвета. Может быть рекламная тумба? Это легко проверяется. Я не поленился, заглянул - оказалось, что это общественный туалет ... вот не знаем, с каких времен он тут стоит.

И вот мы выходим на брусчатку площади перед королевским дворцом. Завтра в наших планах опять прийти сюда, к 12-ти часам, чтобы присутствовать при смене караула. А сегодня просто шляемся, фотграфируем часовых и обстановку на площади. Кстати, часовые выглядят вполне живыми людьми - стоят не напряженно, периодически ходят десяток-другой метров туда-сюда, и - что вообще странно! - вполне могут ответить что-то спрашивающим у них туристам ...

На обзорной площадке с видом на Ригсдаг определяемся с нашим дальнейшим маршрутом. Решаем, что на сегодня хватит впечатлений и прогулок и вырабатываем маршрут, который позволит нам попасть в метро.

Спускаемся вниз и, опять по узким улочкам старого города идем к той части острова, где шумят поезда метро.

Дошли. Вошли. Уселись. Вагоны чистые, яркие, просторные. Попали в современный поезд, который весь из себя - один длинный вагон.

Приехали. Вышли. По карте и с помощью чутья двигаемся к гостинице. Проходим мимо тоннеля (фотография внутри туннеля уже была), мимо обычного дела - гаражей на первом этаже дома, мимо уже знакомых "коллективных" мусорных баков (аналогичная картина была и в Барселоне)..

И вот шведский первый день заканчивается. Пока все сделанные фотографии копируются на специально взятый с собой компьютер, мы пьем коньяк и виски (или сначала виски, а потом коньяк?), закусывая купленными в магазинчике напротив сыром, колбасками, бананами, яблоками, лимонами, чипсами ...

Отпуск. День 0. Приезд. 28 мая 2010 г.
Отпуск. День первый. Гуляем по Таллину. Кушаем в Кейла-Йоа. 29 мая 2010.
Отпуск. День второй. Уплываем в Стокгольм. 30 мая 2010.
Отпуск. День четвертый. Стокгольмское метро. Развод по-шведски. Вокруг утонувшего корабля. 1 июня 2010 (рассказывает Валера).
Отпуск. День пятый. Общественный транспорт и прогулка по улицам. Пиво на борту Афродиты. Аквариум. Мы уплыли. 2 июня 2010 (рассказывает Валера).
Отпуск. День шестой. Таллин. Черешня. Пиво и мороженое. 3 июня 2010 (рассказывает Валера).
Отпуск. День седьмой. Старые Моторы. Старая Рига. Шашлык в бане. 4 июня 2010 (рассказывает Валера).
Отпуск. День восьмой. Рундальский дворец. Домой, в Таллин. 5 июня 2010 (рассказывает Валера).
Отпуск. День девятый. Едем в Тарту. На двух машинах. И с собакой. 6 июня 2010 (рассказывает Валера).
Отпуск. День десятый. Мы - в Таллине. Дни старого города. Зоопарк. 7 июня 2010 (рассказывает Валера).
Отпуск. День одиннадцатый. Сааремаа под дождем. Искусство под солнцем. 8 июня 2010 (рассказывает Валера).
Отпуск. Люди на улицах Стокгольма.